На обеспечение полноценной работы системы охлаждения затрачивается определенное количество энергии. Чтобы оптимизировать эти затраты и сэкономить расход топлива используется специальное устройство - термостат. Он автоматически активирует систему охлаждения в том случае, если силовой агрегат автомобиля начинает чересчур быстро перегреваться. При этом, если температура двигателя превышает заданное значение, клапаны термостата мгновенно открываются, и охлаждающая жидкость поступает в контур. В противном случае, если мотор не нуждается в охлаждении, клапаны остаются в закрытом состоянии, и на циркуляцию хладагента по контуру не затрачивается лишняя энергия.
Клапаны являются наиболее уязвимой частью конструкции термостата. Трение, которое возникает в них при открывании и закрывании, приводит к их износу. В конечном итоге, клапаны могут выйти из строя, и система охлаждения двигателя окажется неработоспособной.